Факторы перспективного развития туристического бизнеса в СЭЗ "Курортополис Трускавец"

Миронов Ю.Б.,
Источник: Молодежь и рынок. – 2003. – №4 (6). – С.94-96.

Динамическое развитие мирового туристического рынка значительно усиливает требования к туристическо-рекреационной сфере в Украине, подходам к организации туристической деятельности, качеству и ассортименту туристических услуг. Активизации туристического бизнеса содействует создание специальных экономических зон туристско-рекреационного типа, одной из которых есть специальная экономическая зона "Курортополис Трускавец".

Проблемы создания и функционирование специальных (свободных) экономических зон рассматриваются в работах Чмырь Е.С., Палажий А. М., Лиховида О.Э., Пилы В.И. и других [4; 6; 8; 11]. Вопрос деятельности специальных туристическо-рекреационных зон анализируются в работах Милашовськой О.И. [5] Кроме того, специфика СЭЗ "Курортополис Трускавец" исследована такими учеными, как Петровский Б.Д., Гавран В.Я. [3; 7].

В работах упомянутых исследователей обобщены теоретические и практические стороны создания и функционирование специальных (свободных) экономических зон. Вместе с тем, в основательном анализе нуждаются факторы, которые влияют на развитие отдельных специальных туристическо-рекреационных зон, в частности, СЭЗ "Курортополис Трускавец".

Целью данной статьи является анализ факторов, которые влияют на формирование туристско-рекреационного комплекса специальной экономической зоны "Курортополис Трускавец" и развитие туристического бизнеса в пределах этой зоны.

Специальная экономическая зона туристско-рекреационного типа "Курортополис Трускавец" функционирует с 1 января 2000 года. Она создана на период 20 лет в административно-территориальных границах города Трускавца Львовской области.

Специальную экономическую зону "Курортополис Трускавец" можно считать уникальным экспериментальным явлением, поскольку в Украине на сегодняшний день не существует аналогичной системы. Большинство специальных экономических зон в Украине -внешнеторгового, производственного или комплексного типа. В других туристско-рекреационных регионах Украины, которые имеют богатый естественный потенциал, специальный режим хозяйственной деятельности не внедрен. Кроме того, СЭЗ "Курортополис Трускавец" можно считать узкоспециализированной свободной экономической зоной, приоритетной целью которой является содействие развитию санаторно-курортного хозяйства, медицины и здравоохранения. В других СЭЗ перечень приоритетных для инвесторов видов деятельности довольно широкий, а статьи типа "здравоохранение" или "санаторно-курортные услуги" встречаются лишь в некоторых.

В соответствии с Законом Украины "О специальной экономической зоне туристско-рекреационного типа "Курортополис Трускавец" [1] задачами этой экономической зоны являются:

- обеспечение роста инвестиционной и инновационной деятельности;
- повышение качества и объемов санаторно-курортного лечения;
- развитие туризма и ускорение реформирования курорта;
- концентрация материальных и финансовых ресурсов;
- решение экологических проблем.

На наш взгляд, решение этих задач возможно благодаря мощному туристическому потенциалу региона, который определяет высокую инвестиционную привлекательность Курортополиса Трускавец. При оценке уровня привлекательности инвестиционного климата СЭЗ "Курортополис Трускавец" целесообразно проанализировать основные факторы, которые влияют на него, а именно: географическое положение зоны, ее природно-климатические условия, наличие естественных и трудовых ресурсов, развитие санаторно-курортной базы, социально-экономической инфраструктуры туризма и т.п..

Географическое положение и природно-климатические условия. Курортополис Трускавец расположен в живописной долине Восточных Карпат на расстоянии около 90 км. от Львова. Трускавец – уютная и экологически чистая зона с умеренно-континентальным климатом: январь здесь проходит со средней температурой – 6,0° С, а июль + 18,5° С.

Природные ресурсы. На территории Трускавца сосредоточены большие запасы минеральных вод с более чем 25 источниками и залежи озокерита. Основную туристическую привлекательность города обеспечивает лечебная вода "Нафтуся" – гидрокарбонатно-сульфатная калиево-магниевая с минерализацией 0,7 г/л [2, С. 103]. Именно наличие минеральных и бальнеологических ресурсов обеспечило Трускавцу статус курорта, поэтому их важность есть неопровержимой при формировании благоприятного инвестиционного климата.

Санаторно-курортная база. На сегодняшний день в городе насчитывается 20 санаториев, 22 пансионата, 2 детские оздоровительные лагеря [10]. Функционирует 2 бальнеоозокеритные больницы, 2 курортные поликлиники, 2 бювета минеральных вод.

Такие лечебно-оздоровительные возможности Курортополиса Трускавец являются очень весомым фактором развития туристического бизнеса. Тем не менее, в данное время все его потенциальные возможности не используются. Так, в 80-ых годах прошлого века Трускавец принимал и оздоровлял ежегодно около 450 тысяч людей, преимущественно из разных уголков Советского Союза [7, С. 12]. Сейчас число отдыхающих сократилось до 170 тысяч человек на год. Курорт стал неконкурентоспособным на европейском рынке рекреационно-туристических услуг.

Санаторно-курортная база, которая сохранилась еще из времен СССР, на данное время нуждается в модернизации и реконструкции. Острыми и нерешенными являются вопросы собственности санаториев и пансионатов. Ведомственные и профсоюзные санатории уже не являются конкурентоспособными на рынке туристско-рекреационных услуг. Большинство из них нуждаются в капитальном ремонте и переоснащении. Поэтому привлечение инвестиций на реконструкцию и модернизацию объектов санаторно-курортной сферы необходимо для успешности туристического бизнеса.

Трудовые ресурсы. На курорте сосредоточенные высококвалифицированные специалисты в области медицины (среди них – заслуженные врачи Украины и доктора медицинских наук). Обеспечение объектов санаторно-курортной сферы обслуживающим персоналом можно считать удовлетворительным.

Вместе с тем, ощущается недостаток квалифицированных менеджеров, способных эффективно управлять развитием туристического бизнеса. Положительной тенденцией в этом направлении можно считать подготовку менеджеров туристической индустрии, которую с 2001 года в соседнем городе начал Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко.

Функционирование СЭЗ "Курортополис Трускавец" осуществляет положительное влияние и на процессы занятости зоны. До 1999 года наблюдается увеличение числа безработных. Так, состоянием на 1 января 2000, по данным Трускавецкого городского Центра занятости, было зарегистрировано 808 безработных и уровень безработицы составлял 5,4%. Сейчас, с созданием субъектами свободной зоны новых рабочих мест уровень безработицы снизился до 2,7%.

На протяжении 2000-2002 лет за время функционирования СЭЗ "Курортополис Трускавец" было создано соответственно 66, 122 и 69 рабочих мест. В частности, новообразованные предприятия обеспечили 247 вакантных мест, а действующие предприятия предоставили лишь 14 новых рабочих мест.

Социально-экономическая инфраструктура. Инфраструктура является одним из важнейших факторов формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе. На территории города Трускавца для обеспечения нормального функционирования санаторно-курортной сферы размещенные некоторые объекты туристической инфраструктуры: дворец культуры, музеи, библиотеки, кинотеатры, киноконцертные залы [10], объекты торговли, быта, общественного питания, железнодорожный и автовокзалы, почта, развлекательные учреждения (дискотеки, казино, ночные клубы) и т.п..

На наш взгляд, туристическая инфраструктура курорта нуждается в усовершенствовании и развитии, поскольку не целиком отвечает требованиям времени и возрастающим потребностям туристов.

Особенно важным для нормального развития туристического бизнеса есть наличие качественной транспортной сети, сетей стационарной и мобильной телефонной связи. Еще несколько лет назад состояние транспортной инфраструктуры не отвечало запросам потребителей: междугородные маршруты, важнейшие из которых – "Трускавец-Львов" и "Львов-Трускавец", осуществлялись преимущественно железнодорожным транспортом, перевозки автобусами были нерегулярными. На данное время налажены пассажирские перевозки в городе и междугородными маршрутами главным образом силами частных предпринимателей, а именно, маршрутными такси. Улучшилось качество перевозок железнодорожным транспортом – к услугам пассажиров электропоезда с тремя уровнями комфортности.

Что касается телефонной связи, то в 2000 году была осуществлена реконструкция центрального переговорного пункта "Укртелеком", который был обеспечен современным оборудованием, а также открыто сервисный центр с доступом к глобальной компьютерной сети Интернет. Кроме того, в городе обеспечено покрытия сетями мобильной связи "Киевстар", "UMC" и "Джинс".

Весомым фактором формирования инвестиционной привлекательности СЭЗ "Курортополис Трускавец" является формирование и действие на территории зоны специального правового режима предпринимательской деятельности и предоставление льгот субъектам СЭЗ. Среди льгот, которые предоставляются инвесторам, следующие:

- первые три года деятельности субъекта СЭЗ ставка налога на прибыль – 0%, из четвертого по шестой год – 50% от действующей;
- освобождается от налогообложения сумма инвестиций, полученная согласно инвестиционному проекту;
- пошлина и НДС не платятся в случае ввоза из-за границ таможенной территории Украины лечебных средств, оборудование и комплектующих деталей к нему, программного обеспечения для реализации инвестиционных проектов;
- освобождаются от обязательной продажи поступления в иностранной валюте;
- не взыскивается земельный налог на период освоения земельного участка, в следующие 10 лет год он взыскивается по ставке 50% от действующей [1].

Учитывая состояние рассмотренных выше факторов, которые влияют на формирование инвестиционного климата, его привлекательность, на наш взгляд, можно оценить как удовлетворительную. С целью активизации формирования благоприятного инвестиционного климата следует уделять большее внимание развития коммунального хозяйства, санаторно-курортной базы и социально-экономической инфраструктуры курорта. Не менее важное значение имеет обеспечение высококвалифицированного кадрового потенциала. Значительное внимание следует уделить разработке программы охраны природных ресурсов региона для обеспечения их рационального использования.

Таким образом, мощный рекреационно-туристический потенциал города-курорта, большая санаторно-курортная база, наличие высококвалифицированных врачей оказывают содействие формированию привлекательной инвестиционной среды в регионе и динамическому развитию туристического бизнеса. Создание свободной экономической зоны в пределах города-курорта Трускавца с внедрением специального режима хозяйственной деятельности для субъектов зоны является дополнительным фактором успешного развития рынка рекреационно-туристических услуг.

Литература

1. Закон Украины "О специальной экономической зоне туристско-рекреационного типа "Курортополис Трускавец" от 18 марта 1999 года № 514 – ХІV // Ведомости Верховного Совета Украины. - 1999. - № 18. - С.139.
2. Вачевський М.В., Свінцов О.М., Кузнєцов В.Ф. Рекреаційні можливості Трускавецько-Східницького регіону // Український бальнеологічний журнал. – 2000. – № 3-4. – С.101-105.
3. Гавран В.Я. Управління інвестиційною діяльністю в рекреаційно-туристичній сфері. Автореферат дис. к.е.н. 08.02.03. / НУ "Львівська політехніка". – Львів, 2002. – 20 с.
4. Лиховид О.Е. Організаційно-економічні засади формування вільних економічних зон. Дис. к.е.н. 08.02.03. / Науково-дослідний економічний інститут Міністерства економіки України. – К., 1997. – 156 с.
5. Мілашовська О.І. Організаційно-методичні засади формування спеціальних туристично-рекреаційних зон. Дис. к.е.н. 08.02.03. / Науково-дослідний економічний інститут Міністерства економіки України. – К., 1997. – 159 с.
6. Палажій А.М. Організаційно-економічний механізм створення і функціонування спеціальних (вільних) економічних зон в умовах реформування економіки України. Дис. к.е.н. 08.02.03. / Львівський державний університет ім.І.Франка. – Львів, 1999. – 172 с.
7. Петровський Б.Д., Петровський О.Б. Особливості інноваційної діяльності в умовах функціонування СЕЗ “Курортополіс Трускавець” // Міжнародний конгрес “Проблеми інформатизації рекреаційної та туристичної діяльності в Україні: перспективи культурного та економічного розвитку”. – Трускавець. – 2000. – 275 с. – С.12-14.
8. Пила В.І., Чмир О.С. Спеціальні (вільні) економічні зони: теорія та практика. – К., 1998. – 328 с.
9. Сіваченко І.Ю., Кухарська Н.О., Левицький М.А. Вільні економічні зони. – К.: Дакор, Алерта, 2001. – 480 с.
10. Статистичний щорічник Львівської області за 2001 рік. Частина ІІ. – Львів: Львівське обласне управління статистики, 2002. – 369 с.
11. Чмир О.С. Методологічні основи створення та функціонування спеціальних (вільних) економічних зон і територій пріоритетного розвитку. Дис. д.е.н. 08.10.01. / Науково-дослідний економічний інститут Міністерства економіки України. – К., 2001. – 481 с.